В поселке Красные Мары расположена самая главная историческая достопримечательность Спасского района – Крестовоздвиженский женский монастырь, в настоящее время существующий в ранге архиерейского подворья Лысковской епархии Русской православной церкви. В XVII–XVIII веках здесь была Крестомаровская мужская общежительная пу́стынь, а с конца XIX века до 1927 года – Маровская Крестовоздвиженская женская община. В 2022 году исполняется 390 лет со времени основания православной обители на Марах. Как мог выглядеть архитектурный ансамбль Крестомаровской пу́стыни и где располагались ее постройки на территории современной Маровской поляны?
Основателем пустыни считается монах Матфей. Пришелец из далекого Киева в 1632 году сначала поселился в пещере у церкви только что основанного села Прудищи (Зверево) в Нижегородском уезде. Через некоторое время Матфей и местный житель Илларион перебрались в уединенное местечко Марищи у дороги из Нижнего Новгорода в Курмыш, недалеко от Прудищ. В 1650-х годах при первом игумене Павле здесь и началось каменное строительство. Истории Маровского монастыря посвящены наши книги «Уголок Святой Руси: село Вазьянка и Старые Мары» (Н. Новгород, 2007, написана совместно с О.П. Морозовой) и «Три жизни Маровской обители» (Н. Новгород, 2019).
На размещенной в конце публикации интерактивной карте отмечены примерные места расположения каменных построек, существовавших в пустыни. Время стерло их с лица земли. В конце XIX века просматривались только фундаменты. Благодаря чему были составлены два плана местности.
Первый – план Н.А. Демидова, опубликованный в его книге «Исторический очерк Васильсурского уезда Нижегородской губернии» (Н. Новгород, 1884). Север на этом плане внизу.
Второй – план А.В. Демидова 1890 года, хранящийся в Центральном архиве Нижегородской области (впервые опубликован в книге «Три жизни Маровской обители).
В Переписной книге Крестомаровской пустыни 1702 года (Российский государственный архив древних актов. Ф. 237. Оп. 1. Д. 45) есть описание внешнего облика и внутреннего убранства храмов, колокольни и святых ворот ограды. Изобразительных источников, на которых были бы запечатлены маровские постройки того периода, нет.
За все время существования пустыни в ней были возведены два каменных храма с отдельно стоящей колокольней, строительство третьего храма завершить не удалось. Из гражданских построек каменными были дома (кельи) настоятеля и братии. Оба храма были четырехстолпными (с четырьмя столпами, поддерживающими своды) и одноглавыми. Как выглядел монастырь с каменным собором, окружающими его деревянными строениями и оградой можно представить по картине Б. Кустодиева, размещенной в начале публикации. Кроме того, сохранились похожие культовые каменные постройки второй половины XVII – начала XVIII веков в других местах Нижегородской области.
Крестовоздвиженский собор, возможно, был похож на Троицкий собор Островоезерского монастыря у Ворсмы. Только крест на куполе маровского собора был не позолочен, а «опаян белым железом».
Успенская церковь с трапезной и одноглавым Михайло-Архангельским приделом могла выглядеть как Казанская церковь в слободе Хмелевка под Васильсурском (если не обращать внимание на ее колокольню, пристроенную в XIX веке).
Каменные кельи настоятеля и монахов только упоминаются в одном из документов, их этажность и какие-либо другие архитектурные особенности неизвестны.
На плане Н.А. Демидова обозначены остатки западного участка монастырской стены. Каменной или деревянной – не указано. Можно предположить, что каменной. Ведь деревянные фрагменты навряд ли могли сохраниться до приезда сюда Н.А. Демидова через 120 лет после закрытия пустыни. Вместе с тем, согласно переписной книге 1702 года у монастырской ограды, в основном деревянной, каменными были только святые ворота с калиткой и части стены справа и слева от них. Однако маловероятно, что святые ворота располагались на западном участке вдоль овражка, по которому протекает Маровский ручей, а в настоящее время тут вообще лес. Подъезд с этой стороны к главным монастырским воротам был неудобен. Логичнее предположить, что он был со стороны дороги Нижний Новгород – Курмыш, т.е. на северном участке. В целом же нам известна лишь общая конфигурация монастырской ограды в форме трапеции и длиной стен 618 метров. Помимо святых ворот в ней имелись рубленые проезжая башня (на противоположной стороне), три угловые башни и ворота с калиткой в четвертом углу.
В период существования здесь православной женской общины на месте древних храмов были возведены новые постройки, которые также не дошли до нас, но видны на фотографии начала XX века: на месте третьего каменного храма (недостроенного) – деревянная Троицкая церковь. Рядом с ней – строящийся новый каменный Крестовоздвиженский собор на месте первого. Между церковью и собором - звонница и одна из вековых сосен.
В настоящее время единственным сохранившимся артефактом является небольшой остаток кирпичной кладки. Возможно, это часть цоколя притвора деревянной Троицкой церкви.
А вот как выглядит современная Маровская поляна с высоты птичьего полета.
Места древних построек на карте обозначены специальными круглыми значками. При нажатии на них откроется описание постройки.
Такая вот история…