Б. Кустодиев. В монастыре, 1907 год
Б. Кустодиев. В монастыре, 1907 год

В поселке Красные Мары расположена самая главная историческая достопримечательность Спасского района – Крестовоздвиженский женский монастырь, в настоящее время существующий в ранге архиерейского подворья Лысковской епархии Русской православной церкви. В XVII–XVIII веках здесь была Крестомаровская мужская общежительная пу́стынь, а с конца XIX века до 1927 года – Маровская Крестовоздвиженская женская община. В 2022 году исполняется 390 лет со времени основания православной обители на Марах. Как мог выглядеть архитектурный ансамбль Крестомаровской пу́стыни и где располагались ее постройки на территории современной Маровской поляны?

Основателем пустыни считается монах Матфей. Пришелец из далекого Киева в 1632 году сначала поселился в пещере у церкви только что основанного села Прудищи (Зверево) в Нижегородском уезде. Через некоторое время Матфей и местный житель Илларион перебрались в уединенное местечко Марищи у дороги из Нижнего Новгорода в Курмыш, недалеко от Прудищ. В 1650-х годах при первом игумене Павле здесь и началось каменное строительство. Истории Маровского монастыря посвящены наши книги «Уголок Святой Руси: село Вазьянка и Старые Мары» (Н. Новгород, 2007, написана совместно с О.П. Морозовой) и «Три жизни Маровской обители» (Н. Новгород, 2019).

На размещенной в конце публикации интерактивной карте отмечены примерные места расположения каменных построек, существовавших в пустыни. Время стерло их с лица земли. В конце XIX века просматривались только фундаменты. Благодаря чему были составлены два плана местности.

Первый – план Н.А. Демидова, опубликованный в его книге «Исторический очерк Васильсурского уезда Нижегородской губернии» (Н. Новгород, 1884). Север на этом плане внизу.

1884 2

 

Второй – план А.В. Демидова 1890 года, хранящийся в Центральном архиве Нижегородской области (впервые опубликован в книге «Три жизни Маровской обители).

1890

 

В Переписной книге Крестомаровской пустыни 1702 года (Российский государственный архив древних актов. Ф. 237. Оп. 1. Д. 45) есть описание внешнего облика и внутреннего убранства храмов, колокольни и святых ворот ограды. Изобразительных источников, на которых были бы запечатлены маровские постройки того периода, нет.

За все время существования пустыни в ней были возведены два каменных храма с отдельно стоящей колокольней, строительство третьего храма завершить не удалось. Из гражданских построек каменными были дома (кельи) настоятеля и братии. Оба храма были четырехстолпными (с четырьмя столпами, поддерживающими своды) и одноглавыми. Как выглядел монастырь с каменным собором, окружающими его деревянными строениями и оградой можно представить по картине Б. Кустодиева, размещенной в начале публикации. Кроме того, сохранились похожие культовые каменные постройки второй половины XVII – начала XVIII веков в других местах Нижегородской области.

Крестовоздвиженский собор, возможно, был похож на Троицкий собор Островоезерского монастыря у Ворсмы. Только крест на куполе маровского собора был не позолочен, а «опаян белым железом».

Ostrovoezerskiy

 

Успенская церковь с трапезной и одноглавым Михайло-Архангельским приделом могла выглядеть как Казанская церковь в слободе Хмелевка под Васильсурском (если не обращать внимание на ее колокольню, пристроенную в XIX веке).

Xmelevka

 

Каменные кельи настоятеля и монахов только упоминаются в одном из документов, их этажность и какие-либо другие архитектурные особенности неизвестны.

На плане Н.А. Демидова обозначены остатки западного участка монастырской стены. Каменной или деревянной – не указано. Можно предположить, что каменной. Ведь деревянные фрагменты навряд ли могли сохраниться до приезда сюда Н.А. Демидова через 120 лет после закрытия пустыни. Вместе с тем, согласно переписной книге 1702 года у монастырской ограды, в основном деревянной, каменными были только святые ворота с калиткой и части стены справа и слева от них. Однако маловероятно, что святые ворота располагались на западном участке вдоль овражка, по которому протекает Маровский ручей, а в настоящее время тут вообще лес. Подъезд с этой стороны к главным монастырским воротам был неудобен. Логичнее предположить, что он был со стороны дороги Нижний Новгород – Курмыш, т.е. на северном участке. В целом же нам известна лишь общая конфигурация монастырской ограды в форме трапеции и длиной стен 618 метров. Помимо святых ворот в ней имелись рубленые проезжая башня (на противоположной стороне), три угловые башни и ворота с калиткой в четвертом углу.

В период существования здесь православной женской общины на месте древних храмов были возведены новые постройки, которые также не дошли до нас, но видны на фотографии начала XX века: на месте третьего каменного храма (недостроенного) – деревянная Троицкая церковь. Рядом с ней – строящийся новый  каменный Крестовоздвиженский собор на месте первого. Между церковью и собором - звонница и одна из вековых сосен.

obshchina

 

В настоящее время единственным сохранившимся артефактом является небольшой остаток кирпичной кладки. Возможно, это часть цоколя притвора деревянной Троицкой церкви.

2015

 

А вот как выглядит современная Маровская поляна с высоты птичьего полета.

Marovskaia poliana

 

Места древних построек на карте обозначены специальными круглыми значками. При нажатии на них откроется описание постройки.

Такая вот история

Уважаемый посетитель сайта!

Надеюсь, Вас заинтересовал этот материал. Древняя Маровская поляна полна тайн и крепко их хранит. Один из самых важных источников по истории этого места пока малодоступен для исследователей. Помогите издать МАРОВСКИЙ СИНОДИК!

signature