Зигзаги истории непредсказуемы. С одной стороны, современная реформа местного самоуправления ставит крест на его низовом элементе, возникшем еще в советскую эпоху – сельском совете, а с другой – возрождает само понятие «совет» применительно к представительному органу новой муниципальной власти – окружному совету депутатов вместо районного земского собрания. На смену муниципальным районам пришли муниципальные округа (или городские округа – если не менее двух третей населения округа проживает в городах или поселках городского типа). Такое изменение затронуло и Спасский муниципальный район Нижегородской области. В соответствии с Законом Нижегородской области от 12 апреля 2022 года № 36-З он преобразован в Спасский муниципальный округ. При этом Спасский район как административно-территориальная единица сохранится.

Существующая на данный момент двухуровневая система местных органов власти досталась нам от советского периода. В Российской империи, после земской реформы 1864 года, в уезде она была трехуровневой, но с оговоркой. На уездной ступени существовала всесословная власть в лице уездного земского собрания с гласными (депутатами) от дворян, горожан и крестьян и уездной земской управы (администрации), на волостной и сельской ступенях – только сословное (крестьянское) самоуправление (сельские и волостной сходы, старосты и старшина).

Временное правительство в 1917 году ввело всесословное земство на волостном уровне. Однако большевики (коммунисты), захватив власть в октябре этого года, в корне изменили ее структуру как в центре, так и на местах. Власть стала советской, на местном уровне трехступенчатой: уездный съезд советов и уездный исполнительный комитет (уик), волостной съезд советов и волостной исполком (вик), сельский совет (сельсовет) со своим исполкомом.

При этом следует помнить, что советы являлись не единственной властной структурой в СССР. Значительной властью обладали соответствующие органы правящей коммунистической партии, руководители которых (первые секретари) по рангу фактически стояли выше конституционных глав территорий (председателей исполкомов). Большая роль в сельской жизни также принадлежала руководителям сельскохозяйственных производственных объединений – колхозов, так как именно в них были сосредоточены местные материально-технические ресурсы.

До Конституции СССР 1936 года избирательное право в стране было не всеобщим, а выборы не прямыми. В них не могли участвовать представители дореволюционных привилегированных сословий и предпринимательского сообщества (так как последние использовали наемный труд, то есть являлись эксплуататорами). Отсюда и название этой категории населения – лишенцы. Голосовать могли только те, кого ранее эксплуатировали и кто защищал новую власть с оружием в руках. Соответствующим образом назывались и советы – советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Причем напрямую избирались только депутаты сельского совета, которые делегировали представителей на волостной съезд, а последний – на уездный съезд советов. Сельский совет мог состоять из не менее трех депутатов от 100 человек населения каждый. Иными словами, такой орган местной власти формировался в населенном пункте с 300 и более жителями. Мелкие деревни избирали депутатов в общий сельский совет с соседним крупным селением и одновременно с ним составляли единую низовую административно-территориальную единицу – сельсовет.

В 1920-х годах началось укрупнение уездов, волостей и сельсоветов. В результате к 1929 году представительными органами местной власти, в первоначальных границах Спасского района, являлись: Лысковский и Сергачский уездные съезды советов, Спасский, Прудищенский, Троицкий, Кекинский и Сосновский волостные съезды советов и 21 сельский совет. В июле 1929 года из этих сельсоветов и был создан Спасский район. Уезды же ликвидировали. Таким образом, структура местной власти стала двухуровневой: районный съезд советов и райисполком (рик), сельский совет и сельисполком.

 

Состав Спасского района в 1929 году

 

Сельсоветы Спасской волости Лысковского уезда:

Антоновский, Высокоосельский, Долгопольский, Елховский, Монастырсковатрасский (впоследствии Красноватрасский), Масловский, Русскомаклаковский, Спасский,Татарскомаклаковский, Тубанаевский, Турбанский

 

Сельсоветы Прудищенской волости Лысковского уезда:

Вазьянский (вскоре переименованный в Прудищенский), Саблуковский, Сосновскопрудищенский

 

Сельсоветы Троицкой волости Лысковского уезда:

Бронсковатрасский, Ключищенский, Сосновскотроицкий, Троицкий, Шишковердский

 

Сельсовет Кекинской волости Лысковского уезда:

Солонихинский

 

Сельсовет Сосновской волости Сергачского уезда:

Базловский

 

После 1936 года вместо районного съезда советов население напрямую стало избирать представителей в районный совет депутатов трудящихся (с 1977 года народных депутатов).

MyCollages 2Шапки бланков исполкома Спасского райсовета разных периодов

 

В 1944 году в связи с передачей Сосновскотроицкого, Троицкого и Шишковердского сельсоветов в Княгининский район в Спасском районе осталось 18 сельсоветов.

В 1954 году произошло укрупнение сельсоветов, которых стало 11: были ликвидированы Солонихинский, Саблуковский, Антоновский, Высокоосельский, Елховский, Масловский и Ключищенский сельсоветы. Однако в 1957–1958 годах Спасский район был расширен за счет Курмышского, Большеалександровского, Деяновского и Болобоновского сельсоветов ликвидированного Курмышского района. Но в 1959 году был ликвидирован Турбанский сельсовет и восстановлен Высокоосельский (вместо Долгопольского). В 1961–1962 годах не стало Тубанаевского и Большеалександровского сельсоветов.

В 1963–1964 годах Спасский район был ликвидирован, а его сельсоветы вошли в состав Лысковского, Сергачского и Пильнинского районов.

На момент восстановления Спасского района в 1965 году он состоял из 9 сельсоветов: Базловского, Бронсковатрасского, Высокоосельского, Красноватрасского, Прудищенского (с 1976 года года Вазьянского), Русскомаклаковского, Сосновскопрудищенского (с 1976 года Сосновского, так как еще с 1944 года Сосновка в районе осталась одна), Спасского и Татарскомаклаковского.

В 1967 году из части селений Спасского сельсовета был восстановлен Турбанский. В последующие 24 года число сельсоветов оставалось неизменным – 10 (самый длительный период без преобразований). В 1991 году из части селений Высокоосельского сельсовета появился Новоусадский. Сельсоветов вновь стало 11. Одновременно после Великой Отечественной войны проводилось укрупнение колхозов. В результате, как правило, границы сельсоветов и колхозов сравнялись.

Коренные изменения в муниципальной власти произошли в 1990-х годах. Она осталась двууровневой. Низовая единица сохранила старое название – сельсовет, затем сельское поселение (сельсовет), его представительный орган также по-прежнему назывался сельским советом, но исполнительной структурой стал не сельисполком, а сельская администрация. Новым представительным органом районной власти в 1994 году вместо районного совета народных депутатов стало земское собрание, а исполнительной властью еще в 1991 году – районная администрация. Исключением на низовом уровне была Спасская сельская дума в 1994–1996 годах.

 

MyCollages 3

Шапка бланка Земского собрания Спасского муниципального района

 

В 1996 году в системе местной власти появилось высшее должностное лицо – глава местного самоуправления, на первых порах избираемый всенародно и по совместительству исполнявший функции главы районной администрации. В 2009 году были совмещены должности главы местного самоуправления и председателя земского собрания. Причем кандидат на объединенную должность стал избираться из числа депутатов земского собрания, а глава районной администрации – назначаться по контракту. С 2014 года были вновь совмещены должности главы местного самоуправления и главы районной администрации. Для занятия объединенной должности назначался конкурс, результаты которого утверждало земское собрание.

В 2009 году было проведено новое укрупнение низовых административно-территориальных и муниципальных единиц. Причинами новой реформы стали сокращение численности населения, необходимость создания надежной доходной базы местных бюджетов и оптимизации управленческой структуры. Причем впервые по этому вопросу проводились опросы граждан. Число сельсоветов сократилось до 7. По сути поздние сельсоветы по размерам территорий превратились в волости, хотя число жителей в них постоянно сокращалось.

 

Сельсоветы Спасского района в 2009–2022 годах

 

Базловский, Вазьянский, Высокоосельский, Красноватрасский, Маклаковский, Спасский, Турбанский

Годы
Число сельсоветов 
Площадь района, кв. км
В среднем на сельсовет, кв. км
Число населенных пунктов в районе
В среднем на сельсовет
Число жителей в районе
В среднем на сельсовет
1929
21
869
41,4
79
3,8
62518
2977
1989
10
707
70,7
44
4,4
16669
1667
2009
 7
707
101
44
6,2
11223
1603
2021
7
707
101
44
6,2
8749
1250

 

В 2010 – начале 2020-х годов муниципальная реформа в Нижегородской области продолжилась постепенным переходом к одноуровневой системе местной власти с ликвидацией ее низового звена – сельсоветов (они сохранятся лишь как административно-территориальные образования без властных полномочий). Причины декларируются те же.

В 2022 году подошла и очередь Спасского района. Вместо 8 муниципалитетов (7 сельских и одного районного) с таким же числом глав местного самоуправления, представительных органов власти и администраций на его территории появится единый окружной муниципалитет с одним главой и администрацией. А на спасском «белом доме», строительство которого было завершено в начале 1970-х годов, в очередной раз сменится вывеска с обозначением названия представительного органа местной власти: Спасский районный Совет депутатов трудящихся – Спасский районный Совет народных депутатов – Земское собрание Спасского муниципального района – Совет депутатов Спасского муниципального округа.

Такая вот история…

 

ОБЩАЯ ОЦЕНКА ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СПАССКОМ РАЙОНЕ И ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЕГО САМЫХ КРУПНЫХ СЕЛ В XVII – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

КАК ИЗМЕНЯЛИСЬ ГРАНИЦЫ СПАССКОГО РАЙОНА

 

Поддержите сайт материально, как это уже сделали другие посетители! Сумму можно вписать любую. Карта МИР также принимается.