Единоверческая Казанская церковь в селе Новый Усад стал последним каменным храмом, возведенным на территории Спасского района до 1917 года. На его строительство жертвовали Николай II и Иоанн Кронштадтский. Вместе с тем большая часть новоусадцев тогда до последнего не желала иметь в своей деревне приход, административно подчиненный Русской православной церкви. Они опасались, что подобное нововведение разрушит их древнюю веру. Ведь местные жители долгое время все поголовно являлись сторонниками одного из ортодоксальных течений в русском старообрядчестве – раскола поморского толка.
В Нижегородской губернии этот толк наибольшее распространение получил в Васильсурском уезде, в котором в начале XX века насчитывалось свыше 3 тысяч поморцев (для сравнения: во всех 11 уездах губернии их было 17,4 тысячи человек). К Васильсурскому уезду относился и Новый Усад.
Поморцы, мало того что решительно не признавали установки официального православия, впавшего, по их мнению, в «никонианскую ересь», внутри своей веры отрицали всякую иерархию, поэтому и назывались еще беспоповцами. Для богослужений они собирались в молельных домах, а руководили жизнью новоусадской поморской общины принародно избранные наставники («благословенные отцы»). По преданию, новоусадские поморцы вели хронологический перечень своих «отцов» со времен идеолога старообрядчества протопопа Аввакума.
Новоусадские «отцы»-наставники готовили начетчиков (проповедников раскола) для поморцев других общин, в том числе и за пределами Нижегородской губернии, вплоть до Сибири. Не зря Новый Усад называли поморской митрополией. Большое значение в религиозной жизни новоусадских поморцев играла речка Ватраска, считающаяся ими не иначе как Иорданом.
К концу XIX века из примерно 1200 жителей этой деревни к староверию принадлежали свыше 1000 человек. Молелен в Новом Усаде было три. И лишь небольшая часть однодеревенцев, около 150 человек, в 1892 году перешла в единоверие. Ослабление позиций некогда крепкого новоусадского поморства произошло как из-за внутренних споров, так и вследствие успешной деятельности православных миссионеров.
Единоверцы, с одной стороны, продолжали следовать своим прежним религиозным обрядам, но с другой – подчинялись официальной Русской православной церкви. У них восстанавливался институт священства, было право возводить собственные храмы и вести метрические книги с записями о рождении, венчании, отпевании.
Первые местные единоверцы духовно окормлялись священником единоверческой церкви села Ахпаевки Иоанном Петрухиным, но это село было расположено не близко – в 10 верстах при отсутствии хорошего транспортного сообщения. Новоусадские единоверцы не оставляли надежду построить свой приходской храм. Однако их предложение на сельских сходах выделить общественную землю как под церковь, так и под школу встречало в штыки поморское большинство. Это, а также отсутствие финансовых средств, стало причинами отклонения епархией первых прошений об открытии в деревне церкви. Хотя епархиальное начальство и понимало необходимость возведения храма в местности, зараженной расколом.
Благоприятный поворот дело получило после того, когда крестьяне-единоверцы В.Ф. Треумнов и И.М. Фатуров выделили из своих дворовых усадебных мест два смежных участка земли площадью 482 квадратные сажени (2193 квадратных метра) и пожертвовали их под постройку храма, школы и домов притча. Святейший синод по прошению уполномоченного от общества новоусадских единоверцев А.О. Баксина, поддержанного епископом Нижегородским и Арзамасским Владимиром, указом от 17 февраля 1900 года разрешил построить в Новом Усаде на означенной земле единоверческую церковь с обеспечением будущего притча жалованьем от казны. После этого архитектор, младший губернский инженер А.И. Шмаков безвозмездно составил проект каменного однопрестольного храма вместимостью 300 человек и согласился на безвозмездной же основе наблюдать за ходом строительством.
Одним из первых на будущий храм пожертвовал 540 рублей настоятель кронштадтского Андреевского собора иерей И.И. Сергиев, более известный как святой праведный Иоанн Кронштадтский. Благотворительница из Нижнего Новгорода А.М. Пестова согласилась устроить на свои средства (выделив до 5000 рублей) иконостас, приобрести церковную утварь, поднять на колокольню полный набор колоколов и водрузить на главах храма вызолоченные святые кресты. 1500 рублей на строительство было отпущено «от монарших щедрот», то есть пожертвовано императором Николаем II.
Иоанн Кронштадтский Николай II
Строителем храма (ответственным за сбор пожертвований) был назначен секретарь Нижегородской духовной консистории М.И. Макаревский, а его помощником стал А.О. Баксин.
Торжественная закладка единоверческого храма в Новом Усаде состоялась 26 августа 1901 года. Чин закладки совершил притч единоверческой церкви села Спасского при стройном пении хора певчих этой же церкви.
Предложения о выделении дополнительных пожертвований на продолжение строительства публиковались в общероссийских периодических изданиях. В результате было собрано деньгами и строительными материалами свыше 20 тысяч рублей.
Строительство велось три года.
«Новоусадский храм однопрестольный, трехглавый, построен по подобию трехмачтового корабля в стиле старых ярославских церквей», – так определял современник особенности его архитектурного облика.
Размеры постройки приводились такие: 12 сажень (25,56 метра) в длину, столько же в высоту и 6 сажень (12,78 метра) в ширину. Освещение было двухсветным, то есть имелось два ряда окон. Вплотную к церковному зданию, лишенному трапезной, примыкала массивная двухъярусная (не выше молельного зала) колокольня. На южной стороне церковной усадьбы были выстроены два небольших деревянных дома для причта и сторожка.
24 октября 1904 года по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Назария благочинный единоверческих церквей священник В. Серебровский освятил новопостроенный храм в сослужении единоверческих и православных священников. На освящение алтаря из патриаршей ризницы был доставлен древний полотняный святой антиминс, освященный в 1637 году при царе Михаиле Федоровиче с частицей святых мощей святителя Алексия.
Первоначально, при закладке, будущий новоусадский храм планировалось посвятить Казанской иконе Божией Матери и святителю Парфению, епископу Лампсакийскому. Однако после завершения строительства он был освящен не только в честь Казанской иконы и во имя святителя Парфения, но и во имя тезоименитых государю императору Николаю II и только что родившемуся у него наследнику цесаревичу Алексею святителей Николая, Мирликийского чудотворца, и Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца.
В тот же день было освящено и место под постройку постоянного здания для церковно-приходской школы рядом с новоосвященным храмом. Открытая к этому времени в Новом Усаде школа грамоты располагалась в съемной крестьянской избе. Учителем был местный житель Аркадий Лебедев.
К торжеству освящения Иоанн Кронштадтский через строителя М.И. Макаревского прислал пожертвованное новоусадской церкви свое облачение из шелковой материи, расшитое золотом, а в благословение будущей школе – икону Воскресения Христова художественного письма на золотом чеканном фоне. Вручая эти пожертвования строителю, знаменитый священнослужитель выразил такое молитвенное пожелание:
«Да соберутся под сению Божьяго храма во едино словесное стадо все жители Новаго Усада, и да просветятся светом истины Христовой все, блуждающие по распутиям лжеименнаго разума».
Слова Иоанна Кронштадтского стали почти пророческими. На освящение храма вместе с единоверцами пришли и раскольники, а 31 октября ахпаевский священник в новой церкви присоединил к единоверию 7 семей поморцев. В последующие два года число прихожан составило около половины жителей. Хотя полного духовного единения между новоусадцами не произошло. Поморская община по-прежнему сохраняла свое значение и в 1906 году даже получила разрешение построить новый молельный дом вместо прежних молелен. Такое сосуществование двух религиозных общин продолжалось и в первые советские годы. Однако в связи с усилением антирелигиозной политики в 1938 году местные власти дали добро на передачу здания единоверческой церкви колхозу «Красный Труженик» по его просьбе для переоборудования под электростанцию и мельницу. Потом бы закрыт старообрядческий молельный дом.
Восстановление Казанской церкви началось во второй половине 2010-х годов.
Публикация основана на материалах, опубликованных в «Церковных ведомостях», издаваемых при Святейшем правительствующем Синоде.
Такая вот история…