В Российском государственном архиве древних актов хранится документ, с содержанием которого мне удалось ознакомиться недавно. Это Переписная книга патриаршей Спасской волости 1702 года. В ней есть весьма интересные и до сих пор неизвестные сведения о Спасском, Красном Ватрасе, Тубанаевке, Елховке и Турбанке на рубеже XVII–XVIII веков, в начале царствования Петра I. Начинается она так:

 Лета 1702-го мая в 26 день по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича… стольник Петр Борисович Вельяминов, приехав в Нижегородский уезд в Закудемский стан в вотчину святейшего патриарха в село Спасское да в село Ватрас с деревнями, а в том селе Спасском… церковь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа да в селе Ватрасе церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа да церковь Чудотворца Николая, и что в сих церквях святых икон…, и что церковной утвари, и у тех церквей что церковной земли, и всяких угодий, и попов, и церковных причетников дворов, и то писано в особых книгах, а о крестьянских и о бобыльских дворах, взяв сказку у прикащика…, да у старост…, да у выборных…, и по той их сказке в тех селах и в деревнях крестьянские и бобыльские дворы пересмотреть и во дворах людей по именам с отцы и прозвищи переписать велел. А что в тех селах и в деревнях… дворов прибыло, и что они, крестьяне и бобыли, на святейшего патриарха пашни пашут и сена косят, и что они святейшего патриарха в Казенный приказ каких оброчных денег платят и на патриарший двор в село Спасское дров возят и приказчичьих и всяких доходов приказчикам дают, и то писано в книгах ниже сего порознь.

А вот как выглядит часть этого текста в оригинале.

IMG 6598 spas

 

Как известно, в 1701 году Петр I восстановил Монастырский приказ, в ведение которого передавалось патриаршее и монастырское хозяйство. На места были направлены царские чиновники, которые должны были провести подробное описание всех церковных вотчин. Такая перепись была проведена и в Спасской волости, которая с середины XVII века являлась домовой вотчиной патриаршего дома, причем одной из самых крупных. Результаты описания и вошли в вышеназванную переписную книгу.

В первой части книги содержится подробное описание местных церквей (указан их внешний вид, перечислены иконы, книги, священническое облачение): Спасо-Преображенской в Спасском, Христорождественской и Никольской в Ватрасе. Благодаря чему мы теперь можем представить, как выглядели первые храмы в этих селах.

Затем дано описание патриаршего двора в Спасском. Приводятся сведения о проживавших в нем людях, количестве лошадей, крупного рогатого скота и объемах запасенного хлеба.

Основное место в переписной книге занимает перечень крестьянских и бобыльских дворов с указанием всех мужчин в них, как в самом Спасском, так и в Ватрасе, Тубанаевке, Елховке и Турбанке. Причем у большинства дворовладельцев, помимо имени и отчества (по имени отца), указываются личное прозвище (фиксирующее какие-то отличительные личные качества, род занятий) или дедичество (отчество по имени или прозвищу деда). Дедичества можно считать протофамилиями, ибо они совпадают со многими современными фамилиями. Интересно, что в документах переписей 1710, 1716 годов и последующей первой ревизии дедичества у населения Спасской волости вновь отсутствуют и появляются постепенно со второй и третей ревизий уже как наследственные родовые имена, то есть фамилии. Таким образом, теперь можно утверждать, что наименование современных местных фамилий начало складываться в XVII веке.

Среди дедичеств 1702 года упоминаются следующие. В Спасском – Шапкины, Бобровы, Миндрины, Подлесовы, Зайцевы, Дериглазовы, Пенкины, Колесовы, Тыдалины (позже – Дыдалины). В Ватрасе – Чалковы, Безделевы, Зуевы, Рыбины, Киселевы, Колесовы, Шентеровы. В Тубанаевке – Чюхломовы (возможно, потом Чилимовы), Редровы (позже Ледровы), Ялымовы, Шурыгины, Волковы, Токаревы, Мешковы. В Елховке – Горшковы, Поповы, Лепехины, Ремневы, Чекмаревы, Голубевы, Бирюковы, Кузнецовы. В Турбанке – Соковы, Беляевы, Кураковы, Егозовы, Соколовы и другие.

Ниже приводится лист книги с первым упоминанием одной из древнейших спасских фамилий Бобровы (у соответствующей строки поставлена галочка).

IMG 6610 bobrov копия

 

В конце описания каждого населенного пункта содержатся сведения о мельницах и условиях их использования крестьянами. Кроме того, сообщается, что в селе Спасском у церкви расположены торговые лавки и полки, таможенная изба и квасня. Это самое раннее упоминание рынка в нашем селе.

Завершают книгу сказка старост о натуральных и денежных повинностях в пользу патриаршего ведомства, а также расписки приказчика, старост и выборных об ознакомлении с указом Петра I о запрете принимать беглых людей.

В случае опубликования переписная книга 1702 года станет ценным дополнением к информации о древнем периоде истории нашего края, которая содержится в книге «Родной земли седая старина: территория  Спасского района Нижегородской области в XVII веке», вышедшей в свет в 2013 году.

Надеюсь, найдутся неравнодушные спонсоры, которые помогут издать брошюру с небольшими затратами для себя. Земляки же будут благодарны таким людям за возможность приоткрыть еще одну страницу прошлого спасской земли и даже узнать имена родоначальников своих фамилий.

Такая вот история

КНИГА ИЗДАНА