Старообрядчество, или Древлеправославие, появилось в России во второй половине XVII века, когда часть приверженцев Русской православной церкви отвергла реформу патриарха Никона и царя Алексея Михайловича по унификации богослужения с канонами византийского православия. Верующих, не принявших нововведения, и стали называть старообрядцами (раскольниками).

В один из крупных центров старообрядчества превратилось Нижегородское Заволжье, в глухие леса которого устремились преследуемые официальной церковью и властями противники реформы. Однако старообрядчество распространилось и в правобережной части Нижегородчины. В частности, в Васильсурском уезде. Местные общины раскольников здесь были сосредоточены вокруг крупных торговых сел – Воротынца и Спасского. Это объяснялось тем, что, с одной стороны, многие старообрядцы активно занимались предпринимательской деятельностью, а с другой – торговый статус этих населенных пунктов притягивал к себе людей различных сословий и вероисповеданий из Нижегородской и других губерний, что способствовало распространению идеологии раскола.

На территории современного Спасского района расколом были «заражены» все селения Спасской волости (Спасское, Монастырский Ватрас, Елховка, Тубанаевка, Турбанка), а также отдельные населенные пункты соседних волостей: Антоновской (Антоново), Высокоосельской (Латышиха) и Быковской (Новый Усад).

В Елховке, Новом Усаде и Монастырском Ватрасе старообрядцы появились не позднее середины XVIII века. В Спасском, Тубанаевке, Турбанке, Антонове – в первой четверти XIX века. Данных о времени появления сторонников старой веры в Латышихе нет.

Вот как местный приходской священник описывал причины распространения раскола в самом Спасском: «В конце XVIII века в селе Спасском раскола не было, но по случаю развития торговой промышленности нашего села крестьяне расходились по разным местностям и имели разные отношения с людьми всякого звания и рода и потому сперва некоторые в малом числе усвоили многие раскольнические, которые через родственные и брачные связи распространились и доселе распространяются». В результате уже в 1820-х годах Спасское считалось центром для всех старообрядцев Васильсурского уезда. А писатель П.И. Мельников-Печерский отмечал в 1854 г., что Спасское вви­ду развития здесь торговли сы­рыми кожами, их обработки, а также клееварения «замечатель­но... как место встречи раскольников Казанской и Симбирской губерний с раскольниками Ни­жегородской губернии, особен­но с мурашкинскими».

В начале XX века в границах Спасского района проживало около 3600 старообрядцев — примерно 8 % местного населения. Старообрядцам покровительствовали самые богатые торговцы и промышленники Спасской волости.

По своему составу старообрядчество не было однородным и разделялось на многочисленные согласия. Ниже дается краткая характеристика старообрядческих согласий, распространенных в нашем крае в прошлом.

П о п о в ц ы – сторонники одного из основных направлений в расколе, признававшие институт священства и наличие традиционной для православия церковной иерархии; из-за отсутствия своих священников принимали переходивших на их сторону попов. Поповцами являлись приверженцы Единоверческой и Белокриницкой церквей.

Единоверцы – раскольники, подчинившиеся Русской православной церкви, за что они получили право иметь собственные приходские храмы и совершать в них обряды по своим правилам. Группы единоверцев создавались обычно с целью ослабления позиций традиционного старообрядчества в той или иной местности.

Единоверие распространилось первоначально во второй половине XIX века в селе Спасском, где на Глазовом порядке (между ул. Большой и Малой Кустарными) был выстроен деревянный молельный дом, впоследствии с пристройкой алтаря и колокольни преобразованный в единоверческую Никольскую церковь. Закрыта в 1930-х годах, не сохранилась. Последний священник Иван Суханов.

В 1890 году в единоверческую была преобразована вновь выстроенная после пожара деревянная приходская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Антонове, закрыта в 1930-х гг., не сохранилась. Последний священник Александр Сперанский.

Около 1905 года была выстроена каменная приходская единоверческая Казанская церковь в Новом Усаде, закрыта в 1930-х гг., сохранилась до наших дней. Последний священник Иван Петрухин.

Белокриницкая (Австрийская) церковь – крупнейшая старообрядческая поповская церковь, образованная в 1846 году в Белокриницком монастыре в Австрии; обрядность старая, таинства общие с Русской православной церковью.

«Австрийцы» в основном проживали в Спасском и Елховке. Спасские старообрядцы первоначально собирались в молельнях при домах состоятельных односельчан. В 1900 году к белокриницкому согласию присоединился один из наиболее богатых местных предпринимателей Петр Матяев, бывший до этого главой спасской поморской общины. В 1903 году на территории своей усадьбы он начал строить каменный однокупольный молельный дом во имя Святителя Николая, освященный в следующем году. Этот дом в народе был известен как австрийская церковь П.А. Матяева. Молельный дом закрыт в 1929 году, сохранился в перестроенном виде (ул. Октябрьская, после закрытия там размещался театр, затем мельница, сейчас автосервис). Последний настоятель Яков Карманов.

Старообрядческий храм во имя святителя Николы спасское Молельный дом белокриницкой общины в с. Спасском

Деревянный молельный дом в Елховке закрыт в 1930-х годах, не сохранился. Последний настоятель Андрей Синев.

Б е с п о п о в ц ы – старообрядцы, отказавшиеся от священства и церковной иерархии; во главе общин стояли наставники. Из-за разногласий в вопросах веры разделились на несколько направлений, в том числе на поморцев, спасовцев и бегунов.

Поморское согласие создано в конце XVII века в Поморье (Архангельская губерния); поморцы делили святые таинства на «нужно-потребные» (крещение, покаяние, причащение) и «потребные», но не обязательные для исполнения, то есть спасения души.

В Спасском районе по численности приверженцев это было самое большое старообрядческое согласие. В начале XX века от 250 до 460 поморцев проживало в Спасском, Елховке, Турбанке, Латышихе, Антонове. Около сотни – в Монастырском Ватрасе. Однако наиболее крепкие корни раскол поморского толка пустил в Новом Усаде. Старообрядцами, видимо, являлись и одни из совладельцев деревни – помещики Каратаевы, которые запретили своим крепостным участвовать в строительстве каменной церкви в соседнем селе Ивановском. В 1859 году в Новом Усаде к поморцам официально относили себя 146 человек, или 14 % населения деревни. К концу XIX века к поморскому согласию отошло все население Нового Усада.

Во всех перечисленных селения имелись деревянные молельные дома поморских общин (в Новом Усаде – два), все один были закрыты в 1930-х годах. Последние наставники поморцев: Спасское – Андрей Гусев, Елховка – Сергей Норин (Корин?), Турбанка – Андрей Гусев, Латышиха – Иван Донуев (Дунаев?), Антоново – Федор Гурьянов, Новый Усад – Федор Ерофеев.

Спасово согласие (нетовщина) возникло в конце XVII века в Нижегородском Заволжье; спасовцы не верили в спасительную силу святых таинств и отвергали их, уповая лишь на милось Спаса (Христа), так как путь спасения известен только ему; за отрицание духовенства, таинств и храмов (всему этому спасовцы говорили – нет, нет, нет) приверженцев спасова согласия называли нетовцами.

Спасово согласие получило широкое распространение в Тубанаевке. В 1839 году нетовцев здесь насчитывалось 58, а в 1888 году – уже 430 человек, или почти треть населения села. Отдельного молельного здания они не имели и собирались в домах единоверцев.

Бегуны (странники) появились в последней четверти XVIII века; главными условиям спасения души считали вечное странствование; проповедовали близкий конец света, в силу чего призывали не платить налогов, отказываться от военной службы и не получать от властей документов, удостоверяющих личность. По свидетельству П.И. Мельникова-Печерского, в середине XIX бегуны «подозревались» и среди жителей села Спасского.

Такая вот история…