У посетителей сайта появилась уникальная возможность увидеть план генерального межевания Васильсурского (Васильского) уезда Нижегородской губернии конца XVIII века с привязкой к современной карте этой местности. Генеральное межевание земель в Российской империи было начато в 1765 году и продолжалось до середины XIX века. Целью этого мероприятия являлось установление точных границ земельных владений как отдельных лиц, так и крестьянских общин, городов, церквей и прочих собственников.

ВЫПУСКАЕМЫЕ В НИЖЕГОРОДСКОМ КРАЕ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Одной из особенностей развития кожевенно-меховой промышленности в Нижегородском крае в прошлом являлось наличие здесь промышленных центров, которые специализировались на выделке всех основных видов кожевенно-мехового сырья и изготовлении кожевенно-меховых изделий массового спроса.

Настоящая публикация подготовлена для рубрики «Прошлое открывает тайны» сетевого проекта по краеведению для учащихся школ «Спасское Отечество мое» с целью познакомить участников проекта с писцовыми книгами – одним из важнейших источников по древней истории родного края, но будет интересна и всем остальным посетителям сайта.

НИЖЕГОРОДСКОГО КРАЯ XVII – НАЧАЛА XX ВЕКА

За три столетия своего развития в дореволюционный период кожевенная промышленность Нижегородского края стала сферой предпринимательской деятельности представителей всех основных сословий: московского и местного купечества, дворян и крестьян. В каждом центре развития этой отрасли сложились династии мастеров, представители некоторых из них вошли в число ведущих кожевенных промышленников нашего региона.

Факт развития кожевенно-меховой промышленности отражен в гербах трех муниципальных образований Нижегородской области: города Богородска, Большемурашкинского и Спасского районов, — а также города Кимры Тверской области, города Талдома и Талдомского района Московской области, Слободского района Кировской области и Жадовского городского поселения (центр — поселок Жадовка) Ульяновской области.

В 2017 году исполняется 400 лет со времени составления документа, в котором впервые упоминается татарская деревня Парша (совр. д. Тукай) Спасского района. В связи с этим, думаю, будет уместно написать об истории появления татар в нашем крае.

Село Спасское – один из немногих в Нижегородской области районных центров, в названии которых звучат религиозные, христианские мотивы. (Есть еще город Богородск (в прошлом село Богородское), рабочие поселки Воскресенское и Вознесенское.) По легенде, названо оно по часовне с образом Спасителя, когда-то поставленной у современного Карашева колодца неким купцом или монахом-отшельником. Часовенка та, если она и была, давным-давно канула в Лету, а название осталось. В 1999 году в память о ней у живительного ключа была сооружена каменная часовня.

И ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЕГО САМЫХ КРУПНЫХ СЕЛ В XVII – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

В XX веке Россия пережила ряд демографических кризисов, которые изменили численность, социальную, половозрастную структуру, территориальное размещение ее населения. Демографические проблемы дают о себе знать и по сей день. Наибольшее влияние они оказали на сельскую территорию.

Старообрядчество, или Древлеправославие, появилось в России во второй половине XVII века, когда часть приверженцев Русской православной церкви отвергла реформу патриарха Никона и царя Алексея Михайловича по унификации богослужения с канонами византийского православия. Верующих, не принявших нововведения, и стали называть старообрядцами (раскольниками).

Исторически сложилось так, что религиозная ситуация в Спасском районе отличается многоконфессиональностью. Здесь представлены две мировые религии: христианство (православие) и ислам. А до 1917 года проживало также небольшое количество сторонников иудаизма. Кроме того, неоднородным являлся состав приверженцев православной веры, среди которых в ряде местных селений существовали довольно значительные группы старообрядцев и духовных христиан (молокан).

Еще одной трудной проблемой при изучении истории конкретного микрорегиона, помимо выяснения времени основания населенных пунктов, является объяснение их названий – по научному ойконимов (ойконим в переводе с греческого – имя жилища). В расположенной ниже таблице приводится «расшифровка» названий всех официально существующих сел, деревень и поселков Спасского района Нижегородской области.