Базар – одна из наиболее распространенных исторических форм торговой деятельности в России. Наряду с местными ярмарками базары в прошлом являлись важными звеньями губернских, уездных и волостных рынков. Второе рождение они пережили в 1990-х годах и, особенно в сельской местности, до настоящего времени продолжают играть существенную роль в снабжении населения различными товарами.

С научной точки зрения понятию базар можно дать такое определение: это одна из форм периодической торговли, встреча продавцов и покупателей в одном и том же месте в определенный день недели (реже несколько раз в неделю) с минимально оборудованными или необорудованными торговыми рядами или даже под открытым небом.

Данный термин происходит от персидского (иранского) слова бозор – торговая площадь, место торговли, распространенного также в тюркских языках. Интересно, что в России, во всяком случае применительно к Нижегородскому краю, в исторических источниках такой термин массово начинает использоваться лишь с XIX века. До этого времени  подобная форма торговли обозначается русскими словами торг, торговый день.

Масштабное исследование развития форм торговой деятельности на всероссийском уровне за вторую половину XVIII – первую половину XIX века было проведено Б.М. Мироновым в монографии «Внутренний рынок России во второй половине XVIII – первой половине XIX в.» (Ленинград: Наука, 1981). Наряду с развозно-разносной, ярмарочной и стационарной сферами внутреннего рынка в ней проанализирована и базарная сфера, развивавшаяся как в городах, так и в селах.

 Российское правительство рассматривало городские базары главным образом как способ снабжения горожан дешевыми продуктами питания из первых рук, прямо от производителей, а сельские базары – как способ для крестьянства сбыть свою продукцию купечеству уездного города и тем самым получить необходимые средства для уплаты налогов и повинностей. С этой целью торговля в базарные дни освобождалась от пошлин. В действительности и городские, и сельские базары были универсальнее по своему назначению. На них происходила закупка не только продовольствия для жителей уездного города, но и сырья для промышленности, сельскохозяйственных продуктов для отправки в другие губернии. Одновременно купцы, в том числе из других губерний, во время базаров продавали крестьянам промышленные изделия, а крестьяне сбывали друг другу, а также горожанам и купцам изделия кустарных промыслов.

Формированию и развитию базарной сети Нижегородского края было посвящено выступление С.М. Ледрова на Международной научно-практической конференции «Регионы мира: проблемы истории, культуры и политики», состоявшейся в ННГУ им. Н.И. Лобачевского 22 ноября 2018 года. Сборник материалов конференции готовится к печати.

Во второй половине XIX века в Нижегородской губернии существовало примерно 70 населенных пунктов с базарной формой торговли. В большинстве их был один базарный день в неделю. В среднем на уезд приходилось 6 базарных центров. Один базар обслуживал 3–4 волости. В конце 1870-х годов 26 базарных сел являлись еще и ярмарочными центрами, а всего в губернии в то время ярмарки собирались в 77 сельских населенных пунктах.

На размещенной ниже интерактивной карте представлена базарная сеть Нижегородского края в XVII – первой трети XX века. Карта имеет четыре хронологических уровня: XVII, XVIII, XIX – начало XX века, 1920-е годы. Кроме того, на отдельном уровне представлены базары Нижнего Новгорода на рубеже XIX–XX веков. Чтобы выбрать любой из этих уровней или одновременно отобразить на карте базары за все периоды, щелкните мышкой по квадратику со стрелкой, расположенному слева от названия карты и поставьте галочки в соответствующих разделах.

Населенные пункты, в которых проводились только базары, обозначены значками с изображением домика, центры базарной и ярмарочной торговли – значками с изображением домика с флажком. Значки не привязаны к точным местам расположения базарных площадей внутри населенных пунктов (за исключением Нижнего Новгорода и села Спасского Васильсурского уезда).

По каждому базарному центру дается информация о названии населенного пункта, его принадлежности к конкретному уезду, базарном дне (если такая информация установлена). По некоторым базарам XIX – начала XX века указана торговая специализация и приводятся фотографии (на наличие фото указывает буква Ф после названия базарного пункта).

 

 

Интерактивная карта составлена на основе данных, содержащихся в следующих изданиях и архивных материалах:

1. Беляева В.Н. Сельская торговля в Нижегородском Поволжье XVII века // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3(1). C. 266-269.

2. Центральный архив Нижегородской области. Ф. 4. Оп. 1а. Д 18. – базары 1780 г.

3. Памятная книжка Нижегородской губернии на 1855 год. Н. Новгород, 1855.

4. Волости и важнейшие селения Европейской России. Вып. 2.: Губернии Московской промышленной области. СПб.: Центр. статист. комитет, 1886.

5. Нижегородский край. Памятная книжка Нижегородской губернии на 1900 г. Н. Новгород, 1899.

6. Нижегородский край. Адресная и справочная книга г. Нижнего Новгорода и Нижегородской губернии. 1901 г. Н. Новгород, 1901.

7. Путеводитель по Нижнему Новгороду и Нижегородской ярмарке. Н. Новгород, 1904.

8. Нижегородский справочник. 1928—1929. Н. Новгород, 1929.

 

КАРТА «ЯРМАРКИ НИЖЕГОРОДСКОГО КРАЯ В XVII — ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА»