В 2017 году исполняется 400 лет со времени составления документа, в котором впервые упоминается татарская деревня Парша (совр. д. Тукай) Спасского района. В связи с этим, думаю, будет уместно написать об истории появления татар в нашем крае.
Несмотря на то что население Нижегородской области преимущественно русское, в ней компактно проживают и представители других наций. Второй по численности национальной диаспорой является татарская. По переписи 2010 года к ней причислили себя 44,1 тыс. человек (1,33% населения области). В Спасском районе, соответственно, 2009 человек, или 18,26% жителей этого муниципального образования. Значительная доля татарского населения характерна для юго-востока Нижегородчины в целом.
В Спасском районе татарскими являются четыре населенных пункта: Базлово, Ишеево, Тукай и стоящее чуть в стороне от них Татарское Маклаково (о происхождении их названий см. тут). Это самый северный микрорегион компактного расселения татар в Нижегородской области. Остальные татарские села и деревни в основном расположены в Межпьянье – в Краснооктябрьском, Сергачском, Пильнинском и Сеченовском районах.
Расселение предков современных татар на юго-востоке нижегородских земель началось во второй половине XVI века, когда здесь стали получать поместья служилые татары, принявшие подданство русского царя. Этнически они и их потомки относятся к группе татар-мишарей. Наряду с казанскими татарами мишари являются одним из основных субэтносов татарского нации. Этническая группа мишарей начала формироваться в районе города Кадома (совр. поселок в Рязанской области у ее границы с Мордовией). Единой общепризнанной точки зрения на происхождение мишарей нет; наиболее распространенная гласит о том, что в основу этого этноса легли тюркские (монголы - ордынцы (незначительно), а также буртасы, булгары, кипчаки и др.) и угро-финские (мещера, эрзя, мокша и др.) племена. Этнонимы «буртас» («буртасы») и «можар» («мижер») применялись по отношению к татарам-мишарям вплоть до XVII века. И уж ни в коем случае их нельзя напрямую отожествлять только с потомками монголо-татар хана Батыя, поработившего Русь. Татары-мишари, осевшие на территории Нижегородчины, впоследствии стали именоваться сергачскими татарами, так как основным районом их расселения тут стала территория вокруг города Сергача ("наших" мишарей также зовут нижегородскими татарами – нижгарами).
Первоначально, в 70-х годах XVI века татары-мишари получили поместья в Арзамасском уезде. В период Смуты начала XVII века несколько групп кадомских татар переселились из Арзамаса в Курмышский уезд, став курмышскими служилыми татарами. Здесь они осели на пустошах, которые ранее принадлежали детям боярским (мелкопоместным дворянам).
Точные даты основания татарских населенных пунктов Спасского района неизвестны. Однако к 1618 году все они существовали. Право утверждать так дают документы, опубликованные мною в книге «Родной земли седая старина» (Н. Новгород, 2013). Первой упоминается деревня Ишеево: как Ишеев усад она значится в выписи (копии) из отказных книг, составленной в 1613 году. В 1618 году в этой деревне было 16 дворов. Южнее Ишеева курмышским служилым татарам были выделены (отделены) пустоши, бывшие за помещиками Пищуриными и Парскими. Здесь возникла деревня Парша. Выпись по результатам такого отдела была составлена 7 апреля 1617 года, хотя сам отдел мог произойти раньше. Что касается Базлова, то впервые оно упоминается как «земля базловских татар» в выписи 1618 года при уточнении межи деревни Ишеево. По устным же народным преданиям сначала возникло Базлово, жители которого позже основали Ишеево и Паршу.
К западу от названных деревень появилось еще одно поселение татар, впоследствии одно из самых крупных татарских сел Нижегородчины – Татарское Маклаково. Первая группа татар из 24-х человек получила тут земли, в числе владельцев которых ранее значилась семья детей боярских Моклоковых, не позже 20 апреля 1613 года, когда была составлена выпись из отказных книг, зафиксировавших факт такого пожалования. Возможно, что в это же время произошел и сам отдел. Во всяком случае, один из предводителей первых татарских переселенцев Алтыш Алышев также впоследствии утверждал, что моклоковские земли им были даны по государеву указу в 1613 году.
Сама деревня Моклоково впервые упоминается только в 1621 году, когда здесь было произведено верстание (распределение) земель между прежними и вновь прибывшими группами служилых татар. Всего на этих землях было размещено более 100 служилых татар. По мнению историка А.М. Орлова, такой группировки служилых татар в одном месте не было ни в Арзамасском, ни в Алаторском, ни в других местах Курмышского уездах. К середине 1630-х годов здесь по соседству располагались две татарские деревни – Большое Моклоково по обе стороны Черной речки и Меньшое (Малое) Моклоково на речке Моклоковке, вероятно, у ее впадения в Черную. Кроме того, отдельным усадом поселился мурза Сулчалей Мустафин. В 1636 году в Большом Моклокове насчитывалось 109, а в Меньшом Моклокове – 18 жилых и пустых дворов.
Впоследствии татарские селения на Моклокове слились в одну большую деревню Моклоково (Маклаково, Татарское Маклаково). Селом оно стала считаться лишь в XX веке.
Мечети в татарских селах
Подробных сведений о развитии татарских населенных пунктов в XVII веке нет. С момента перехода в подданство российских государей татары-мишари охраняли стратегически важные пути, служили на пограничных засечных чертах, а также участвовали в военных действиях. Например, известно об участии в русско-польской войне 1632–1634 годов мурзы Чурая Томбактина из Татарского Маклакова, сохранилась запись о высылке в 1677 году на Дон татар Курмышского уезда, которые должны были сменить прежнюю группу татар, отслуживших положенный срок.
Неслучайно и географическое расположение татарских деревень. Татарское Маклаково находилось на Курмышско-Московской (Большой Курмышской, Маклаковской, Московской дороге), Ишеево, Базлово, Тукай, а также татарские же Анда и Андреевка (в Сергачском районе) вытянулись цепочкой вдоль дороги из Сергача в Васильсурск. Не была ли задумана такая раздача земель с целью создания более удобных условий охраны данных путей?
В 1718 году служилые татары были приписаны к Казанской казенной адмиралтейской конторе. Вместо боевой службы они обязаны были заготавливать и доставлять на верфи корабельную древесину по Волге, Суре и Каме. От чего и стали называться лашманами (лашман – в переводе с немецкого, человек, обрабатывающий дерево, лесоруб). По юридическому статусу жители татарских деревень приравнивались к государственным крестьянам и оставались лично свободными, крепостное право на них не распространялось. До 1727 года они даже освобождались от налогов, хотя и за труд на лесозаготовках ничего не получали. Впоследствии взимание налогов возобновилось, а за работу в лесу стали платить. Труд лашманов был не из легких. Однако царскому правительству такой порядок заготовки древесины был выгоднее, чем организация лесозаготовок по вольному найму, при котором подрядчики просили плату вдвое дороже. От такой повинности татары были освобождены лишь в 1859 году.
Для значительной части местного населения дополнительным, а то и основным источником существования стали отхожий промысел и торговля. Отход из родного дома на несколько месяцев для татар был привычным. Первоначально это обуславливалось необходимостью несения военной службы. Потом в связи с лашманской повинностью. Мишарей можно было встретить среди сторожей, грузчиков и других работников на Нижегородской ярмарке, пристанях в Нижнем Новгороде, в Ярославле и других городах. Писатель П. И. Мельников-Печерский в романе «На горах» отмечал, что на Нижегородской «ярмарке обыкновенно в караульщики нанимают сергачских и васильских татар. Это народ честный и трезвый. Чернорабочие, крючники, перевозчики – тоже больше из татар».
Некоторые жители Татарского Маклакова, по примеру сергачан кормились вождением медведей, обученным различным премудростям. Ходили с «генералом Топтыгиным» по ярмаркам и селам Нижегородской и других губерний.
Мечети в татарских селах
Религией татар-мишарей стал ислам суннитского толка. В каждой татарской деревне были построены мечети, которых с ростом местного населения становилось все больше. В Татарском Маклакове, например, в конце XIX – начале XX века действовало семь мечетей (население достигло 5,5 тыс. жителей).
Вместе с тем именно в Татарском Маклакове сложилась самая крупная в Нижегородской губернии община татар-новокрещенов. Они появились вследствие политики христианизации неславянского населения Поволжья. Результаты такой политики в целом оказались незначительными. В конце XVIII века в Базлове новокрещены жили только в двух из 68 дворов, в Ишееве – в четырех из 54-х, в Парше от ислама вообще никто не отказался. Только в Татарском Маклакове крещеные татары населяли 41 двор (255 человек) – четверть всех дворов и около трети населения деревни. Историк С.Б. Сенюткин объяснял такой «успех» в деле христианизации татмаклаковцев активной проповеднической деятельностью старцев нижегородского Печерского монастыря, чьи владения располагались по соседству (село Коропово, оно же Маклаково, Русское Маклаково).
Отношения между крещеными и некрещеными татарами не всегда были добрососедскими. На это обратил внимание известный русский путешественник академик И.И. Лепехин, проезжавший летом 1768 года через наш край. В его дневнике есть такая запись:
«За селом Маклаковым – татарская деревня Маклаковка, в четырех верстах стоящая на речке Черной. В ней живут крещеные и некрещеные татары, однако, разделившись, и речка Черная полагает между ними предел. Различие веры делает между ними великое несогласие, так что некрещеные крещеных и обратно терпеть не могут и друг другу всякие пакости содевают».
В начале 1860-х годов в Татарском Маклакове насчитывалось уже 500 новокрещенов (примерно половина всех татар-новокрещенов в Нижегородской губернии). Хотя их доля в общем населении деревни сократилась до 20%. Однако ревностным исполнением православных обрядов новокрещены не отличались. Приписаны они были к приходской Спасо-Преображенской церкви соседнего Русского Маклакова, но посещали ее от случая к случаю. По словам местного благочинного, новокрещены бывали в православном храме «только при крещении младенцев, отпевании умерших и венчании браков, живя среди магометан, во многом следуют их обычаям и содержание русской христианской веры считают для себя тяжким бременем, даже наказанием»
Таким образом, несмотря на политику христианизации, большинство татар-мишарей не отвернулось от своей традиционной религии.
Такая вот история…