Исторически сложилось так, что религиозная ситуация в Спасском районе отличается многоконфессиональностью. Здесь представлены две мировые религии: христианство (православие) и ислам. А до 1917 года проживало также небольшое количество сторонников иудаизма. Кроме того, неоднородным являлся состав приверженцев православной веры, среди которых в ряде местных селений существовали довольно значительные группы старообрядцев и духовных христиан (молокан).

Однако основную группу среди православных составляли и составляют сторонники официального православия, объединяемые Русской Православной Церковью. Ниже приводятся сведения о всех православных, в том числе единоверческих*, храмах, когда-либо существовавших на территории Спасского района, а также имена и фамилии последних их священников перед массовым закрытием церквей в сталинский период (на основании сведений из реестра по учету служителей культа Лысковского уезда 1926 г.).

* Единоверцы – старообрядцы, подчинившиеся Русской Православной Церкви, за что они получили право иметь собственные приходские храмы и совершать в них обряды по своим правилам.

Спасское:

приходская Спасо-Преображенская церковь – впервые была построена из дерева около 1630 г., в 1769 и 1829 гг. горела, в 1831–1840 гг. была выстроена каменная церковь, закрыта в 1934 г., разрушена, в 1990-х гг. в здании бывшего универмага был открыт молельный дом вновь созданной Спасо-Преображенской общины, в последствии преобразованный в приходской храм, Алексей Лавров и Михаил Салганский, расстрелян в 1937г.;

Спасо-Преображенская церковь в селе Спасском: вехи истории

деревянная кладбищенская Никольская церковь – сооружена в 1769 г. на первом сельском кладбище на Поповой горе, в 1829 г. сгорела, но вскоре была восстановлена вновь, с закрытием кладбища в XIX в. разобрана;

Свято-Троицкая женская община – основана рядом с современным сельским кладбищем в 1888 г., в октябре 1917 г. стала женским монастырем, каменный собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Святителя Николая и Преподобного Серафима Саровского, в 1923 г. монастырь был закрыт, а собор взорван;

деревянная приходская единоверческая Никольская церковь – открыта в конце 1880-х годов на месте молельного дома единоверческой общины, располагалась на Глазовом порядке (между ул. Большой и Малой Кустарными), закрыта в 1930-х гг., не сохранилась, Иван Суханов.

Антоново – деревянная приходская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы – впервые построена в XVII в., вновь построена после пожара в 1890 г., с этого времени считалась единоверческой, закрыта в 1930-х гг., не сохранилась, в 2008 г. построена новая церковь, Александр Сперанский.

Большое Сущево – деревянная приходская Казанская церковь, впервые построена в XVII в., перестроена в 1751 г., закрыта в 1930-х гг., не сохранилась, Иван Скамницкий, расстрелян.

Бронский Ватрас – деревянная приходская Знаменская церковь – впервые построена в XVII в., перестроена в 1772 г., закрыта в 1930-х гг., не сохранилась, Михаил Тирский.

Быковы Горы – деревянная приходская Казанская церковь – впервые построена до 1623 г. (это самый ранний приходской храм на территории Спасского района), затем перестраивалась, закрыта в 1934 г., не сохранилась, Александр Высоковский.

Вазьянка – каменная приходская Владимирская церковь, в 1890–1902 гг., закрыта в 1936 г., со второй половины 1990-х гг. действует вновь, Василий Вишневский.

Высокий Оселок – приходская Владимирская церковь, с 1696 г. деревянная, с 1873 г. каменная, закрыта в 1930-х гг., не сохранилась, Николай Смирнов.

Горки – деревянная приходская церковь во имя Преподобного Серафима Саровского, построена в начале ХХ в., закрыта в 1931 г., не сохранилась, Михаил Бетин, убит в 1937 г.

Долгое Поле – приходская Спасо-Преображенская церковь, в XVII – середине XIX в. деревянная, с 1868 г. каменная, закрыта в 1935 г., не сохранилась, Константин Касаткин.

Елховка – деревянная приходская церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, построена в 1747 г., закрыта в 1930-х гг., не сохранилась, Андрей Синев.

Ивановское – приходская Казанская церковь, до середины XIХ в. деревянная, в1855–1860 гг. построена каменная; закрыта в 1930-х гг., не сохранилась, Алексей (фамилия написана неразборчиво).

Ключищи – деревянная приходская Никольская церковь, впервые сооружена в XVII в., перестроена в 1729 г., построена заново из дерева в 1862 г., закрыта в 1935 г., не сохранилась, Михаил Скамницкий, расстрелян.

Красные МарыКрестомаровская общежительная пустынь (мужской монастырь) – основана в 1632 г., имела каменные Крестовоздвиженский собор, Успенскую (Троицкую) и Михаило-Архангельскую церкви; в конце XIX в. на ее месте основана Крестовоздвиженская женская община (официально учреждена в 1901 г.), имела деревянную Троицкую церковь и недостроенный каменный собор, закрыта в 1927 г., все культовые постройки разрушены, Евгений Писарев.

Красный Ватрас – приходская Христорождественская церковь – в XVII – первой четверти XIX в. деревянная, с 1830 г. каменная, закрыта в 1930-х гг.; вновь открыта в конце 1980-х гг., Василий Миловидов.

Латышиха – деревянная приходская Троицкая церковь – построена в 1789 г., закрыта в 1930-х гг., не сохранилась, Михаил Добротин.

Масловка – каменная приходская Спасо-Преображенская церковь – в XVII – середине XVIII в. деревянная, с 1750 г. каменная, закрыта в 1930-х гг., сохранилась, самое старое каменное сооружение в Спасском районе, Николай Добродеев, расстрелян в 1937 г.

Низовка – приходская Михаило-Архангельская церковь – в XVII – начале XIX в. деревянная, с 1822 г. каменная, закрыта в 1930-х гг., вновь открыта в конце 1990-х гг., имеет самую высокую колокольню в Спасском районе, Константин Троицкий.

Новый Усад – каменная приходская единоверческая Казанская церковь – построена в 1901–1904 гг., закрыта в 1930-х гг., с 2015 г. возрождается как официально православная, Иван Петрухин.

Прудищи – приходская церковь во имя Зачатия Иоанна Предтечи – в XVII – начале XIX в. деревянная, с 1812 г. каменная, закрыта в 1935 г., с 2010 г. вновь действующая, Михаил Писарев и Константин Ключев.

Русское Маклаково – деревянная приходская Спасо-Преображенская церковь – впервые построена в XVII в., перестроена в 1776 г., закрыта в 1930-х гг., не сохранилась, Павел Ардонтов и Александр Смирнов.

Солониха – деревянная приходская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы – построена в 1890 г., закрыта в 1930-х гг., сохранилась до наших дней, Петр Салганский, расстрелян.

Тубанаевка – каменная приходская Вознесенская церковь – построена в 1860–1862 гг.; закрыта в 1930-х гг., с 2011 г. вновь действующая, Яков Кессарийский.

Из двух десятков храмов, существовавших в Спасском районе в начале XX века, до нашего времени сохранились лишь восемь, из них семь каменных. И каждый имеет неповторимый архитектурный облик второй половины XVIII – начала XX века. К сожалению, степень сохранности этих церквей – святых оберегов Спасской земли оставляет желать лучшего. Время берет свое…

Не благосклонна судьба была и к поколению духовных пастырей, которые служили в первые советские годы. Как минимум шестеро священников, из упомянутых выше, были расстреляны во время репрессий. По другим данным, в 1937-1938 гг., погибли еще семь священников, проживавших на момент ареста в Спасском районе (в совр. границах). Таким образом, общее число растрелянных - 13 человек.

Тем, кто хочет подробнее ознакомиться с особенностями религиозной жизни в Спасском районе и о том, как происходило закрытие церквей, рекомендую книги "Спасской отчины судьба" (Нижний Новгород: Нижегородский филиал ИБП, 2009) и "Под сенью креста и полумесяца" (Нижний Новгород: Педагогические технологии, 2004).

Такая вот история…

Церкви 2

 Церкви 3